Vegano Hooligano: от веганских кафе к веган-сегменту в ритейле
Вначале был блог
Рудольф Краевский стал веганом в 31 год — перестал есть мясо и животный белок — и решил, что эту философию нужно донести до окружающих. Сначала начал вести блог, где рассказывал не только о веганстве, но и об осознанном потреблении в целом: сортировке отходов, бережном отношении к природным ресурсам. Со временем у блога сложилась своя аудитория, и вслед запросу на информацию появился запрос на веганскую еду. "Тогда спрос даже опередил предложение: многие знакомые и друзья стали интересоваться, когда же я сделаю доставку веганской еды", — вспоминает Рудольф.
Готовить, упаковывать и доставлять веганские блюда стали втроем — Рудольф и двое друзей. Все делалось в маленькой домашней кухне на левом берегу, все заказы принимались через Facebook. Параллельно Рудольф запустил онлайн-магазин, где продавал веганскую еду, напитки и даже бытовые предметы — экологичные товары для дома и личной гигиены.
"Аудитория росла, и мы поняли, что нужно расширяться — одной кухни стало не хватать. Я арендовал помещение на Печерске, поближе к центру. Там мы уже смогли выйти за рамки доставки и открыли беседку — сезонное мини-кафе", — говорит Рудольф. Команда быстро разрослась до 30 человек, бренд стал более узнаваемым и Vegano Hooligano стал активно сотрудничать с городскими фестивалями — "Уличной едой" и "Кураж Базаром". По словам основателя, они были заинтересованы в сотрудничестве, потому что таким фестивалям важно, чтобы у них был представлен веган-сегмент. До сих пор участие в подобных ивентах — существенная часть деятельности Vegano Hooligano.
Ивестор-веган из Европы
Количество клиентов тоже росло (благодаря блогу и социальным сетям), но большинство аудитории все еще составляли веганы. Первые клиенты не из комьюнити пришли с открытием второго заведения на Бессарабке.
"До этого мы справлялись своими силами: были личные сбережения, вкладывали прибыль, но на то, чтобы Vegano стал сетью, нужны были дополнительные инвестиции. Пока мы их искали, с нами связался веган из Европы, который был готов вкладывать большие средства в развитие и популяризацию веганства. Он исследовал бренды в разных странах и остановился на нас еще до того, как мы познакомились лично", — вспоминает Рудольф.
В чем устойчивость бизнес-решения?
Веганство набирает популярность, и продукт компании становится жизненно необходимым для все большего количества людей. Есть возможность масштабировать бизнес-модель за счет франчайзинга. Название Vegano Hooligano Рудольф Краевский придумал, медитируя. Вот так просто — без рекламного агентства, без затрат на нейминг — родился бренд, который стал одним из лидеров украинского стрит-фуда.
Так появился второй Vegano Hooligano в формате стрит-фуда на Бессарабском рынке. Это место очень быстро стало самым популярным заведением с уличной едой в Киеве: вся молодежь и сотрудники соседних бизнес-центров каждый день приходили за фирменным веганским фалафелем.
Бренд работает с оптовыми поставщиками овощей и фруктов. По словам основателя, зимой веганскому заведению не обойтись без импортных продуктов, а вот летом хватает украинских. "Сейчас в Украине много фермеров, которые делают очень качественный продукт, и мы время от времени с некоторыми из них сотрудничаем. Но есть проблема с объемами поставок: фермеры не могут привозить овощи и фрукты 2-3 раза в неделю, они зависят от сезонности", — делится предприниматель.
От Львова до Одессы
Кроме новой волны популярности, второе заведение послужило стартом франшизы — появились первые запросы на открытие подобных веган-кафе в других городах. Vegano Hooligano стал продавать права на франшизу через компанию-консультанта Franchise Group, и со временем веганские кафе открылись в Одессе, Ивано-Франковске и Львове. "С франчайзи мы работаем в стандартном формате. 90% их деятельности полностью основывается на наших рекомендациях, а 10% мы отдаем на откуп их фантазии и свободе: они могут предлагать и внедрять любые инновационные решения", — рассказывает основатель Vegano Hooligano.
Читайте про победителей конкурса СТАЛО и голосуйте за лучших на странице рейтинга
Рудольфу не хотелось, чтобы бренд ассоциировался исключительно с вкусным фалафелем на Бессарабке, поэтому в течение двух последних лет команда работает и над другими направлениями — ресторанной нишей и gourmet-сегментом.
Кроме того, Vegano Hooligano стал идейными вдохновителем и основателем Kyiv Vegan Boom — первого фестиваля веган-культуры в Украине. С 2016 года уже было проведено 10 фестивалей. Сейчас Kyiv Vegan Boom, который основатель называет социально-экономическим маркетом, — это отдельное направление бизнеса в рамках Vegano Hooligano Family.
"Наша глобальная миссия состоит в том, чтобы создать действующий веган-сегмент в бизнесе, который будет обеспечивать обороты производителей и трейдеров", — говорит Рудольф Краевский.
4R в основе
Кроме того, веганская "семья" Hooligano занимается кейтерингом как для массовых ивентов, так и для частных заказов. "В основе нашего кейтеринга лежат те же 4R, на которых строится основной бизнес, — reduce, recycle, reuse, replace (повторное использование, сокращение отходов, рециркуляция). Мы сортируем отходы, используем только биоразлагаемую посуду из кукурузного крахмала, минимизируем расход еды — готовим только из-под ножа, чтобы не оставалось ничего лишнего", — рассказывает предприниматель.
Сегодня все оборотные средства в Vegano Hooligano реинвестируются в проект. По словам основателя, нынешний уровень развития компании уже позволяет думать о привлечении прямых сторонних инвестиций. Это необходимо для развития бренда и реализации стратегических планов: Рудольф планирует открывать офлайн-магазин с веганскими продуктами от украинских производителей и выходить в ритейл под торговой маркой Vegano Hooligano.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на tortoy.ru в Telegram