Толчок для ВВП или внутренний офшор: кому выгоден налог на выведенный капитал
В налоговой сфере есть две основные темы, которые время от времени вызывают бурные обсуждения. Это отмена НДС и отмена налога на прибыль. Раньше была еще третья тема — снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы. Но после того как с подачи правительства Арсения Яценюка ЕСВ снизили вдвое, третий вопрос автоматически ушел с повестки дня, по крайней мере, на ближайшие годы.
Два года назад в Украине "пушили" отмену НДС (в итоге — неуспешно). Топ-темой же этого года была отмена налога на прибыль и введение вместо него нового — налога на выведенный капитал (НнВК). И снова-таки, скорее, неуспешно. Ведь неделю назад депутаты комитета Верховной Рады по налоговой политике (глава которого Нина Южанина всячески лоббировала новый налог) приняли решение "продолжить консультации" по новому налогу с Министерством финансов и МВФ (которые выступали против). То есть комитет фактически похоронил идею отменить налог на прибыль с начала 2019, как в этом году обещал бизнесу Петр Порошенко.
В теории эффект от нового налога выглядит красиво. Реинвестиции в производство, рост уплаты НДС, выход бизнеса из тени, рост ВВП, создание новых рабочих мест в конце концов.
Проблема в том, что такой результат нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Особенно в украинских реалиях, с украинским бизнесом и с украинской ГФС.
Один из основных аргументов против — это сокращение доходов бюджета. Этот аргумент объясняет, почему налог на прибыль нельзя (или, по крайней мере, суперопасно) отменять в ближайшие год-два-три. У нас гигантские выплаты по долгам, выборы на носу, потому любые поводы для фискальной тряски никому не нужны. Этот аргумент очень важный, но он не дает ответ по сути — так ли хорош новый налог для экономики, "как его малюют", простимулирует ли он инвестиции и рост экономики или просто создаст внутренний офшор.
Почему иностранным инвесторам не выгодно
Против отмены налога на прибыль и введения налога на выведенный капитал публично выступают транснациональные компании, у которых есть "дочки" в Украине. Причин для этого есть несколько.
Модель нового налога предлагает изменить базу налогообложения, то есть то, с чего платится налог. Сейчас налогом по ставке 18% облагается вся прибыль предприятий. Новый подход предлагает облагать лишь дивиденды, которые выводятся из бизнеса в пользу собственников, по ставке 15%, а также (и это важно, но об этом позже) приравненные к выплате дивидендов операции по ставке 20%.
Но. Если дивиденды выплачиваются в пользу украинского юрлица, налог не платится. Если же в пользу юрлица-нерезидента, нужно заплатить положенные 15%. Отсюда и неравные правила игры.
Во-вторых, мультинациональные компании часто консолидируют отчетность на уровне группы. А значит учитывают в отчетах убытки украинских "дочек" и поэтому могут платить меньше налога на прибыль в стране регистрации. Если в Украине введут налог на выведенный капитал, в консолидированной отчетности компании может вырасти финансовый результат. А значит и сумма налогов, которую нужно заплатить (правда, не в Украине, а стране регистрации).
В-третьих, мультинациональные компании могут лишиться возможности использовать конвенции об избежание двойного налогообложения. Суть конвенций проста: снизить нагрузку на бизнес и облагать прибыль его собственников — дивиденды, проценты и роялти — только в одной из стран. То есть благодаря этим конвенциям мультинациональные компании могут не платить налог на дивиденды в Украине, но платить его в другой стране. И вот здесь фокус. Ставка по дивидендам, к примеру, в Голландии, при определенных условиях может составлять 0%. Поэтому потеря возможности использовать конвенции может увеличить налоги для мультинациональных компаний.
Какому украинскому бизнесу выгоден НнВК
Ключевой аргумент тех, кто "за" новый налог, звучит следующим образом: у предпринимателей останется больше денег для модернизации бизнеса, а это должно ускорить рост ВВП.
Украинским компаниям, даже тем, чьи руководители или сотрудники всячески критикуют налог на выведенный капитал, такая реформа выгодна. У бизнеса действительно останется больше денег и он получит легальную возможность не платить налог на прибыль по ставке 18%.
Налог на прибыль, правда, и сегодня платят далеко не все. Но все способы ухода (оптимизации) от него нелегальны или полулегальны. Из банального: налог полагается только для тех компаний, которые работают в прибыль, поэтому бизнес искусственно завышает расходы, например, заказывает по бумагам услуги, которые на самом деле не получает, и таким образом "рисует" убытки и получает возможность не платить налог.
Противники налога на выведенный капитал говорят, что для малого и среднего бизнеса ничего не изменится, так как он сегодня не платит налог на прибыль. Мол, 90% налога на прибыль платит всего тысяча крупных и средних компаний, из которых львиная доля — это государственные компании. Плюс малый и средний часто работает через ФОПов. Поэтому лоббисты нового налога, которые говорят о его жизненной важности в первую очередь для малого и среднего бизнеса, который почти не платит налога на прибыль, что-то недоговаривают, уверены противники НнВК.
Согласно данным Госстата, больше 70% малых и средних компаний по итогу 2017 года были прибыльными. Но налог на прибыль платили из них не все. Те, кто имел большие убытки в прошлые годы, могут не платить налог. Кроме того, много малого и среднего
Министерство экономического развития и торговли рассчитывает, что новый налог таки позитивно повлияет на украинский бизнес и поспособствует росту инвестиций в производство.
"Освобожденные деньги послужат ресурсом для активной модернизации, а это важно для повышения конкурентоспособности украинского товаропроизводителя в период выхода на рынки Евросоюза и значительной степени износа основных фондов. У предприятий вырастет ликвидность, а это позволит части предприятия вырасти в глазах финансовых учреждений. То есть вырастет доступ к кредитным ресурсам", — идет речь в прогнозе экономического и социального развития Украины на 2019-2021 года, который подготовил Департамент экономической стратегии и макроэкономического прогнозирования Минэкономики.
Самый большой эффект, по оценкам МЭРТа, должен быть для производителей инвестиционных товаров и товаров с высокой добавленной стоимостью, а также для предприятий отдельных видов добывающей промышленности.
Согласно расчетам Минэкономики, в 2019-2021 годах инвестиционная составляющая ВВП при введении налога на выведенный капитал будет ежегодно расти на 17,4%, тогда как при текущей модели — на 9,2%.
Доля инвестиций в структуре ВВП при НнВК вырастет до 21,4% против 20% при текущей модели, считают в Минэкономики.
"Чисто математически в случае замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал у прибыльных компаний будет оставаться больше денег, которые они смогут вкладывать в дальнейшее развитие. Но открыт вопрос, будут ли они вкладывать. Сейчас на банковских счетах у наших компаний накоплено почти 400 млрд грн, которые они почему-то не вкладывают. Соответственно, я бы не ждал чуда от нового налога, здесь дело не в налогах", — считает Александр Паращий, руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital.
Сами предприниматели говорят, что с налогом на выведенный капитал смогут покупать машины и бензин для себя на предприятие. Также и со всевозможными услугами. Это вряд ли можно расценивать как реинвестиции в производство. Но это позволит бизнесу легально не платить налог.
Какому же украинскому бизнесу не выгоден новый налог? "Компаниям, которые за предыдущие тяжелые годы накопили большие убытки (суммарно, около 1,3 тлрн грн, не все из которых "схемные", — Ред.), — говорит Александр Паращий. — Ведь накопленный убыток позволит им не платить налог на прибыль еще не один год". В случае же с налогом на выведенным капитал платить им придется в любом случае.
Почему уклонистам и оптимизаторам неплохо при любом раскладе
"Схемы" были, есть и будут. Так во всей простоте и полноте можно ответить на вопрос, поможет ли налог на выведенный капитал бороться с налоговой оптимизацией в Украине.
"От нового налога уклониться будет сложнее, чем от налога на прибыль, — уверяет Александр Шемяткин, соавтор законопроекта о налоге на выведенный капитал. — Основные каналы вывода денег, которые используют в налоге на прибыль, становятся прямыми объектами налогообложения (в частности, выплата процентов, комиссий по займам, страховых платежей, инвестиции за границу и роялти — Ред.). В НнВК все очень просто: налогообложению подлежит стоимость транзакции, что легко рассчитать и проконтролировать. Но и довольно жестко: налогообложению подлежит вся стоимость операции приравненной к выведению капитала. Так решается вопрос схем. Поэтому имеем такое сопротивление со стороны любителей снизить налоги до нуля".
Александр Шемяткин рассказывает, что сегодня большие компании через накопление убытков снижают ставку налога, который платят, до 2,6% — репатриации при выплате пассивного дохода в пользу нерезидента.
"В результате прибыль оседает в офшоре. Дальше деньги заводятся по кредиту обратно в Украину. Это необходимо для поддержания операционной деятельности. Этот кредит генерирует курсовые разницы и увеличивает убытки. Украина ежегодно теряет 50-60 млрд грн налога на прибыль от таких схем", — рассказывает Шемяткин.
Действительно, попытка обложить налогом каналы, которые используются для вывода денег в законопроекте была сделана, соглашается Елена Макеева, глава Совета директоров Аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры", которая выступает против налога на выведенный капитал.
"Но она сделана неуклюже. На мой взгляд, условия по процентам для вывода капитала наоборот улучшились. Выводить деньги будет столь же выгодно. Те, кто уклоняется от уплаты налога на прибыль будут уклоняться и от налога на выведенный капитал. При этом внутренние инструменты — с использование физлиц-предпринимателей становятся надежнее", — считает Елена Макеева.
Почему? Потому что законопроект предлагает полностью вывести из-под контроля налоговой операции с несвязанными ФОПами.
Поэтому самый большой эффект "уклонисты" получат как раз при условии сосуществования налога на выведенный капитал и упрощенной системы налогообложения, резюмирует Макеева.
В общем, в "цивилизованной" бизнес-среде можно было бы намного более точно спрогнозировать, как новая налоговая политика повлияет на экономику. В Украине делать прогнозы намного сложнее. Да и снижение давления на бизнес, как показывает опыт со снижением ставки ЕСВ, не всегда сподвигает предпринимателей выходить "из тени". Но и то, что с налогом на прибыль и сегодняшними "схемами" Минфину и ГФС нужно что-то делать, это тоже факт.