Компенсаторы: почему Люблин и Польша очень рады рейсам из Украины
Правительство Украины бьет себя в грудь, что остановит отток рабочей силы из Украины, а экономисты пытаются измерить что выгоднее — деньги от заробитчан или теневая занятость. Тем временем я побывала в Люблине, одном из ближайших к Украине крупных центров Польши, и расспросила поляков зачем им столько украинцев в своих городах. Оказалось — закрыть собственную демографическую дыру.
В Люблине когда-то объединились в единую Речь Посполитую Королевство Польское и Литовское княжество. Во время Второй мировой войны город стал одним из символом смерти — из-за соседства с немецким концлагерем Майданек.
Сейчас вокруг города раскинулась промзона, логистические центры и аэропорт. Мэр Люблина Кшиштоф Зюк рассказывает, что город много лет работает над привлечением инвесторов — в сектор IT, бизнес-услуг, логистики и производства. Благодаря хорошей инфраструктуре и легкости ведения бизнеса, город может обеспечить работой почти всех выпускников школ, а уровень безработицы составляет около 6% (по Украине, в среднем, по итогам 2017 года — 9,9%).
"Мы создали специальную экономическую зону, куда смогли привлечь таких крупных логистических операторов, как Panattoni, Goodman, и другие, которые строят большие торговые центры, туда заходят компании и арендуют эти центры", — рассказывает мэр Люблина Кшиштоф Зюк.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Наши рейcы в Люблин для студентов, туристов и заробитчан — гендиректор Bravo Airways
Зюк с гордостью называет город одним из образовательных центров "этой части Польши и Европы". В Люблине девять высших учебных заведений и 70 тыс. студентов. Студенты составляют четверть населения города.
Фото: аэропорт Люблина
Образ динамичного города поддерживает новенький аэропорт, который ежегодно увеличивает пассажиропоток на 30%. Вот только за ширмой успеха есть и темная сторона — в городе с 1999 года уменьшается количество населения, а главные авиамаршруты носят характерный мигрантский оттенок — Мюнхен, Стокгольм и Лондон.
"Мы стараемся удерживать поляков от миграции, но разница в размере оплаты труда настолько велика, что очевидно, они будут скорее выбирать между Лондоном и Германией", — признает Зюк.
Поэтому, рассказывает руководитель аэропорта Люблина Кшиштоф Войтович, с открытия аэропорта, кроме очевидных Великобритании и Скандинавии, люблинцы пытались работали над сообщением с Израилем и Украиной.
"Люблину нужны рабочие из Украины в любом количестве, но одна из проблем — молодые украинцы выбирают западные страны, как и молодые поляки. Наша единственная возможность их задержать — сделать жизнь в Польше более комфортной", — говорит Зюк.
По его словам, в городе постоянно проживают и работают около 20 тыс. украинцев и учится еще 4 тыс. И хотя в мэрии пока отмечают, что миграция украинцев не перекрывает отток поляков, учет прибывших студентов и работников — стабильный.
Кроме самых работников, в Польшу переезжают и работодатели из Украины. Например, из-за войны на Донбассе в Люблин переехали несколько американских компаний — вместе с украинскими сотрудниками и их семьями. Заинтересованный, чтобы украинцы остались в Польше, город даже предложил обучать детей на украинском языке.
"Мы хотели их уверить, что их дети смогут получать детсадовское образование на украинском. Не захотели. Они были убеждены, что дети должны обучиться польскому, пока они маленькие, но несколько месяцев вся группа в садике обучалась на украинском", — рассказал Зюк.
Доступно обучение и для детей сезонных работников, которых в городе около тысячи.
Зюк понимает, что размер оплаты труда настолько велик, что очевидно образованные и квалифицированные поляки и украинцы скорее выбирают между Лондоном и Германией, а не Украиной и Польшей. Поэтому радуется, что удается удерживать и расширять IT-сектор.
"В секторе ИТ подавляющее большинство остается — у них тут есть работа, и хорошо оплачиваемая работа. Мы также собрали 50 ИТ компаний, которые сейчас ищут сотрудников в Украине", — говорит глава Люблина.
С 2012 года город работает над мотивацией собственных жителей — молодежи и бизнесменов.
"И для вас, и для нас иммиграция является проблемой. нужно пытаться удерживать людей на местах и учиться кооперации и сотрудничеству, чтобы они могли сотрудничать через границы, строить свой бизнес, но не выезжать на запад", — констатирует Зюк.
Поляки стараются максимально упрощать вхождение иностранных денег в страну и, несмотря на риторику политиков, понимают, что на их новеньких заводах должен кто-то работать.