GSM-сигнализация: производство и поставки
23:14 На модернизацию электрических сетей Приморья будет направлено более 3,8 млрд рублей
21:04 Более 1700 км линий электропередачи отремонтирует «Пензаэнерго»
18:54 Около 500 электросетевых объектов получат высокий уровень обслуживания
16:44 Клеммы Phoenix Contact включены в реестр Минпромторга

Кого послать за "Оскаром" от Украины? Шесть претендентов

16.08.2019 21:10

Кого послать за "Оскаром" от Украины? Шесть претендентов


Шесть претендентов

В этом году Украинский Оскаровский комитет выбирает из шести фильмов:

"Брама" Владимира Тихого
"Вулкан" Романа Бондарчука
"Донбасс" Сергея Лозницы
"Киборги" Ахтема Сеитаблаева
"Когда падают деревья" Марыси Никитюк
"Миф" Леонида Кантера

Кто выбирает?

Делать свой выбор Украинский Оскаровский комит будет в несколько усеченном составе: из 16 кинематографистов (членов Европейской киноакадемии, Международной федерации кинопрессы FIPRESCI и режиссеров, чьи фильмы участвовали в конкурсах фестивалей класса "А"), которые были избраны три года тому, когда был запущен процесс реформирования процесса выдвижения фильма на "Оскар" от Украины, в голосовании смогут принять участие только 12.

Выдающийся украинский автор Кира Муратова, увы, отошла в мир иной. А вот режиссеры Владимир Тихий ("Брама"), Сергей Лозница ("Донбасс") и Андрей Дончик (режиссер монтажа "Киборгов") не будут голосовать по приятным для себя обстоятельствам, ведь Украинскому Оскаровскому комитету придется выбирать кандидата в том числе и из их работ — наряду с фильмами "Вулкан", "Когда падают деревья" и "Миф".

Украинский оскаровский комитет работает в составе:
Шпилюк Алик (EFA, FIPRESCI)
Десятерик Дмитрий (FIPRESCI)
Гусев Александр (FIPRESCI)
Слабошпицкий Мирослав (EFA)
Халпахчи Андрей (EFA)
Першко Алексей (FIPRESCI)
Томашпольский Дмитрий
Бадьйор Дария (FIPRESCI)
Врода Марина
Курина Аксинья (FIPRESCI)
Новикова Людмила (FIPRESCI)
Мусиенко Наталья (FIPRESCI)

Особых надежд на то, что украинский фильм, который в этом году выдвинет Украинский Оскаровский комитет, по-настоящему будет замечен американскими киноакадемиками и, в итоге, попадет в заветную номинацию, став одной из пяти отобранных картин, всерьез тягающихся за "Оскар", — нет.

При этом, сам нынешний набор фильмов, чьи авторы изъявили желание презентовать свои творения Американской киноакадемии, является наиболее сильным за последние три года.

Как выбирают?

Выбрать картину, которая будет представлять страну на "Оскаре", — непростая задача, требующая проведения специфической экспертизы.

Украинский Оскаровский комитет должен отобрать фильм, который:

  • имеет безусловно высокие художественные качества, позволяющие ему не затеряться на фоне восьмидесяти, а то и девяноста конкурентов (ведь по нему, пусть и весьма поверхностно, будут судить о потенциале всего отечественного кино), и одновременно...
  • будет интересным тем немногочисленным американским киноакадемикам, которые взваливают на себя задачу знакомиться с выдвинутыми иностранными фильмами, — настолько, чтобы они посмотрели картину от начала и до конца, "зачитываясь" субтитрами, а не разочарованно (и тем более раздраженно) бросили ее спустя десятка другого минут.

Еще было бы совсем не лишним, чтобы выбранный фильм тепло и с трепетом душевным воспринимали в самой Украине, принимая тот социокультурный портрет страны, который в нем отражен, независимо от того, насколько он у авторов вышел критичным и острым.

Однако, подобное коллективное согласие по поводу "выдвиженца" в условиях, когда украинское кино в минимальном объеме контактирует со зрителями, а большинство зрителей минимально знакомы с кино, как искусством, может быть лишь приятным бонусом, но никак не условием проводимого отбора.

К слову, из-за того, что каждый год на "Оскар" страны выдвигают фильмы, руководствуясь политическими, а не художественными мотивами, минуя "лучших из лучших", в США уже несколько лет выступают за то, чтобы изменить правила формирования списка номинантов в категории "Лучший фильм на иностранном языке", забрав право выдвигать картины у отдельных стран и ориентируясь, следуя законам рынка, лишь на те ленты, которые попали в американский кинопрокат.

Ни для одного из украинских фильмов, претендующих в этом году на выдвижение, такой американский кинопрокат пока не подтвержден. И вряд ли вообще возможен.

"Киборги" и "Миф": важнее для Украины, чем за рубежом

Чтобы вывести политические мотивы за рамки, подтолкнув оценивать картины чуть более американским взглядом, правила украинского отбора предусмотрели, что дополнительные баллы во время голосования присуждаются лентам, которые принимали участие в конкурсе международных фестивалей класса "А", получали на них призы и были оценены профильными изданиями в отрасли кино, которые читают в США — Variety, Hollywood Reporter, а также Screen International и Indiewire.

Отсутствие подобных международных свершений нисколько не означает, что фильм недостоин представлять Украину на "Оскаре", однако, свидетельствует о том, что его информационное присутствие в мире кино до сих пор было равно нулю и вряд ли чудесным образом ощутимо улучшится.

Ведь выполнить квалификационные "оскаровские" условия внутри Украины намного проще, чем попасть в конкурс престижного кинофестиваля: на родине фильм всего лишь должен не менее недели демонстрироваться хотя бы в одном кинотеатре в период с 1 октября 2017 года по 30 сентября 2018-го.

Два фильма, поданные на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета, практически не присутствуют в международном кинопространстве. Военная драма "Киборги" Ахтема Сеитаблаева и документальная лента "Миф" Леонида Кантера и Ивана Ясния не участвовали в значимых фестивалях за рубежом и не были оценены кинокритиками профильных изданий.

Это неудивительно. Обе картины намного более важны для Украины, чем за ее пределами. Обе говорят о русско-украинской войне, героизме и самопожертвовании защитников независимости. Обе выполнены фактически на максимуме творческих возможностей их авторов, что подталкивает смотреть на них доброжелательным взглядом. Особенно, если делать это, глубоко и эмоционально погрузившись в украинский контекст.

Однако, непредвзятый взгляд выявит в "Киборгах" спрессованную до хронометража полнометражной картины многосерийную телевизионную историю, которая по своему скромному производственному размаху во многом уступает примелькавшимся жанровым американским продуктам (пусть и вырастает из реальных событий обороны Донецкого аэропорта, требующих художественного осмысления).

А в "Мифе" — ленте о погибшем оперном певце Василии Слипаке, который пошел добровольцем на фронт, — увидит, собственно, документальный фильм, у которого в столкновении с игровыми лентами просто нет шансов.

Впрочем, если "Миф" будет выдвинут от Украины на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", картина автоматически получит возможность состязаться за "оскаровскую" номинацию лучшему полнометражному документальному фильму. В 2016 году в ней была представлена, созданная в копродукции с Украиной, лента "Зима в огне" Евгения Афинеевского, посвященная Революции достоинства. Однако, за ее успехом стояли масштабные PR-усилия гиганта Netflix. "Миф" на подобную размашистую промо-кампанию рассчитывать не может.

Премьеры остальных украинских фильмов, которые стремятся "выдвинуться" на "Оскар" от Украины, состоялись в конкурсах международных кинофестивалей класса "А". Правда, фестиваль класса "А" фестивалю класса "А" — рознь, даром что класс один и тот же: престиж МКФ в Таллине "Темные ночи" (тут в Международном конкурсе участвовала "Брама" Владимира Тихого) и даже МКФ в Карловых Варах (тут в конкурсе "К Востоку от Запада" был "Вулкан" Романа Бондарчука) не сравнить по значимости с МКФ в Берлине ("Когда падают деревья" Марыси Никитюк участвовали в его "Панораме") и тем более МКФ в Каннах, где в программе "Особый взгляд" "Донбасс" Сергея Лозницы был отмечен призом за режиссуру.

"Брама", "Вулкан" и "Когда падают деревья": реализм социальный + магический

"Браму", "Вулкан" и "Когда падают деревья" объединяет подход к украинской реальности, который с переменным успехом синтезирует социальный и магический реализм. Последний, при очень большом желании, можно принять за новое воплощение отечественной традиции поэтического кино 1960-х годов, хотя подобная интерпретация не всегда адекватно отражает художественные решения режиссеров.

Соединение самобытной действительности и мифологии, пожалуй, играет на руку именно зарубежным зрителям, позволяя найти ключи к представленной в картинах "остроугольной" украинской реальности:

  • "Брама", расположенная в "декорациях" Чернобыльской зоны, предлагает взирать на эту реальность неспешно — в темпе бабы Приси, которая контактирует с потусторонним миром, некомфортно оттеняя депрессию настоящего. Театральная основа фильма, снятого по мотивам пьесы Павла Арье, отделяет слово от действия, что еще больше замедляет темп событий и сознательно ставит происходящее на сценические котурны — маска, старящая Ирму Витовскую, играющую главную роль, и визуальные эффекты "гримируют" свою искусственность не всегда.

  • "Когда падают деревья", наоборот, избирают достаточно истеричную интонацию, рассказывая о девушке, влюбившейся в молодого бандита, ее 5-летней сестре, открывающей фантастические миры, и унылой повседневности, которая пытается "вдавить" героинь в социальные нормы. Сталкивая страстную любовь, криминальную романтику, бытовизм и безграничную фантазию, Марыся Никитюк создает на экране чувственную, живописную, но не всегда осмысленную мешанину, которая напоминает о многом уже виденном в кино (в первую очередь, творчестве Эмира Кустурицы).

  • "Вулкан", пожалуй, наиболее бесшовно стягивает реальность и фантазию. Правда, достигает этого путем сознательного пренебрежения логикой и превращения главного героя — переводчика миссии ОБСЕ, пропавшего в херсонских степях, живущих по своим законам, — в пустое место. История его выживания в Диком Поле, сохраняющем меты древности, и практически растительного "приживления" на этой земле — уравновешено ритмична и стилистически выдержана, пусть, по большому счету, никуда не ведет.

"Донбасс": мутации социального ада

"Донбасс" Сергея Лозницы, открывший в этом году каннскую программу "Особый взгляд" и получивший приз за лучшую режиссуру, стоит особняком на фоне остальных поданных на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета фильмов. В своей предыдущей драме "Кроткая", которая была в Международном конкурсе Канн, режиссер изучал нелюдимую повседневную реальность русской глубинки. Теперь он демонстрирует, как этот социальный ад распространяется и мутирует на Донбассе, принимая формы гибридной войны.

Сергей Лозница основывает ленту на негероических документальных свидетельствах — от деятельности русских постановочных групп, создающих фальшивые новостные сюжеты про зверства украинской армии, до измывательств накрученных подобной пропагандой местных жителей над украинскими военнопленными.

Представляя на экране череду многофигурных композиций, связанных прежде всего темой дезинтеграции социальных структур и краха моральных ориентиров, и, по сути, лишенных героя как такового, режиссер сохраняет документальный характер повествования, которое одновременно выглядит, как жуткая сюрреалистическая фантазия.

Рецензии на "Донбасс" появились в Variety, Hollywood Reporter, Screen International и многих других изданиях. Причем кинокритики наряду с художественными достоинствами подчеркивали ту неуютную атмосферу, которую создает картина своим бескомпромиссным погружением в болезненную реальность. Эти качества делают ее не особо комфортной для просмотра, но в то же время усиливают к ней профессиональный интерес, в том числе в Северной Америке: здесь ленту представят в официальной программе МКФ в Торонто, посвященной современному мировому кино.

"Регламентный" риск

Впрочем, в выдвижении "Донбасса" на "Оскар" от Украины есть и некоторый "регламентный" риск, который должен будет учесть Украинский Оскаровский комитет. Он заключается в том, что фильм, созданный в сложной копродукции Германии, Украины, Франции, Голландии и Румынии интернациональной творческой группой, потенциально может быть дисквалифицирован Американской киноакадемией из-за недостаточного участия в нем украинских кинематографистов.

Безусловно, картина, снятая в Украине с украинскими же актерами (без них воссоздать человеческий ландшафт Донбасса было бы просто невозможно) является результатом исключительной творческой воли Сергея Лозницы — ее украинского режиссера и автора сценария. Однако, большинство продюсеров фильма не являются гражданами Украины. Как и оператор-постановщик, режиссер монтажа, художник-постановщик и художник по костюмам. И Американская киноакадемия будет взвешивать значимость их творческого вклада в создание ленты на собственных весах.

К слову, Япония и Бельгия уже выдвинули своих лауреатов Каннского МКФ на "Оскар". За премию лучшему фильму на иностранном языке будут состязаться "Золотая пальмовая ветвь" Канн — драма японца Хирокадзу Корээда "Семейное дело" ("Магазинные воришки") и "Девочка" бельгийца Лукаса Донта, который получил "Золотую камеру" за лучший каннский дебют. Оба фильма уже были показаны в Украине в рамках 9-го Одесского МКФ и, что, безусловно, намного важнее для их "оскаровских" перспектив, выйдут в американский кинопрокат.

Источник

Читайте также