GSM-сигнализация: производство и поставки
23:14 На модернизацию электрических сетей Приморья будет направлено более 3,8 млрд рублей
21:04 Более 1700 км линий электропередачи отремонтирует «Пензаэнерго»
18:54 Около 500 электросетевых объектов получат высокий уровень обслуживания
16:44 Клеммы Phoenix Contact включены в реестр Минпромторга

Какой кокс импортируют в Украину из США

05.07.2019 3:56

Какой кокс импортируют в Украину из США

По данным Администрации морских портов Украину (АМПУ), в октябре 2018 года резко увеличилась перевалка кокса по импорту, которая осуществлялась на причалах, расположенных в акватории морского торгового порта Южный. Если в январе-сентябре было ввезено всего 61 тыс. тонн этого продукта, то в октябре было ввезено до 245 тыс. тонн.

Кокс в основном используется при производстве чугуна в доменных печах. tortoy.ru решил выяснить, кто же и с какой целью импортирует этот продукт в Украину? Как выяснилось, металлурги к этим поставкам не имеют отношения.

В чем ошибка

В пресс-службах крупнейших потенциальных потребителей такого продукта — металлургических компаний "Метинвест" и "АрселорМиттал Кривой Рог" — ответили, что они не импортируют кокс. "В октябре по импорту был ноль", — ответил журналисту tortoy.ru по телефону Анатолий Старовойт, генеральный директор ассоциации "Укркокс". Он предположил, что в статистике АМПУ может быть ошибка, и на самом деле ввозился коксующийся уголь, которого действительно не хватает украинским коксохимическим предприятиям. Как выяснилось, в статистические данные действительно закралась ошибка, но другая.

Источник tortoy.ru в портовой отрасли сообщил, что грузы, которые в статистике Администрации морских портов названы "кокс", шли через мощности портового оператора ТИС, и на самом деле это не кокс и не уголь, а нефтяной кокс — нефтекокс.

И его перевалкой занималась группа компаний "ТИС". "В октябре на наших причалах было разгружено почти 210 тыс. тонн нефтяного кокса из США", — подтвердили в пресс-службе "ТИС". В компании напомнили, что это не первая партия нефтекокса, импортированного в этом году в Украину.

В конце августа текущего года народный депутат Украины Борислав Береза первым сообщил о разгрузке на причалах ТИС корабля с нефтекоксом, получателем которого была названа энергетическая компания "Донбассэнерго".

"В частном порту ТИС в эти минуты стоит под разгрузкой танкер SBI Bravo с 38 тыс. тонн нефтяного кокса. При успешной отгрузке первого судна возможны новые поставки", — написал тогда нардеп.

Зачем нефтекокс нужен в Украине?

После прекращения транспортного сообщения с временно неконтролируемыми районами Донецкой и Луганской областей, в тепловой энергетике Украины возник дефицит антрацита. Поэтому энергокомпании занялись реконструкцией ТЭС с переводом их на использование более распространенного в мире угля газовых марок.

Однако в энергоблоках нескольких тепловых электростанций все еще используется антрацит, которого не хватает. И его можно замещать нефтекоксом. Однако из-за высокого уровня содержания серы (до 7%, против 1-3% у угля антрацитовых марок) это топливо необходимо смешивать с высококачественным антрацитом для снижения выбросов серы.

Нефтяной кокс — это твердый остаток вторичной переработки нефти или нефтепродуктов (остатки термической переработки/перегонки нефти: мазуты, гудроны и т. д.).

Это фактически отходы, поэтому они намного дешевле антрацита. "Разница в котировках на настоящий антрацит и нефтекокс достигает 37%", — писал в августе Борислав Береза. Но при этом нефтекокс имеет высокую калорийность при сжигании — около 8000 килокалорий на 1 кг топлива.

Экологический вопрос

Эксперт в сфере экологии, который пожелал остаться неназванным, пояснил tortoy.ru, что есть и другие ограничения по использованию нефтекокса в энергетике.

Во-первых, в его составе имеется ванадий, который может оказывать негативное влияние на экологию. Поэтому для хранения продуктов сжигания нефтекокса необходимо создать определенные условия.

Во-вторых, во всех энергоблоках ТЭС предусмотрено сжигание конкретных видов топлива. И нефтекокс не является проектным топливом в энергоблоках украинских станций. Поэтому необходимо вносить изменения в проектную документацию.

Во-третьих, существенные изменения в структуре сжигаемого топлива (например, появление в ней нового продукта) необходимо согласовывать со всеми заинтересованными сторонами: от общественных слушаний с местной громадой до Министерств и ведомств. Это занимает определенное время и ресурсы.

Но есть и другое мнение. "В Украине обычно никто не оформляет никаких дополнительных разрешений на выбросы, если после смешивания топливо вписывается в проектные показатели станции. То есть если общая доля серы в итоге не превышает 2%. Точно так же делал ДТЭК, который завез несколько партий угля марки Г из США с серой 3,3%-3,4%. Просто у нас регулятор установил цену угля Роттердам+, там сера меньше 1%. А в реальности какой уголь и откуда — никто не контролирует. В итоге потребитель платит за более экологический, а в реальности сжигают экологически вредный", — говорит Андрей Герус, глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг.

Кто покупает?

В крупнейшей частной украинской энергогенерирующей компании "ДТЭК Энерго" сообщили tortoy.ru, что они не закупали нефтекокс, так как тепловые электростанции компании обеспечены углем.

Покупателем августовской партии этого топлива была энергогенерирующая компания "Донбассэнерго", которая, скорее всего, и сейчас завозит его через порты Черного моря. К моменту публикации статьи в компании не ответили tortoy.ru о первых результатах сжигания нефтекокса и дальнейших перспективах использования этого топлива.

В "Донбассэнерго" в сентябре сообщали, что сжигание нефтяного кокса будет происходить исключительно в смеси с углем с низким содержанием серы, и ее содержание в смеси не будет превышать 1,9%.

Также пресс-служба компании сообщала, что "дополнительные объемы топлива будут закупаться в соответствии с выводами по экспериментальному сжиганию смеси "уголь-нефтекокс" на Славянской ТЭС".

Источник

Читайте также