Как повысить интерес детей к учебе: просто сделать школы красивыми и яркими
Жуть? Пока это наша реальность. И понятно, почему дети так не хотят ходить на учебу. Ведь такие здания угнетают, тогда как должны вдохновлять, мотивировать и заинтересовывать к учебе и развитию.
Именно поэтому в 2016 году мы придумали проект "Новий Освітній Простір", или попросту НОП, и пилотно запустили его в обычной сельской школе в Путровке Киевской области. С того времени изменился не просто и не только внешний вид этой школы (он стал ярким и более современным), но и отношение детей к учебе. В школе на 30% сократились прогулы, повысилась успеваемость — по ЗНО школа вышла на первые места и в области, и в Украине, количество учеников увеличилось в 2 раза. Вдумайтесь. Казалось бы, незначительное изменение — яркое пространство, но какое влияние на качество обучения. Детям просто стало интересно ходить в школу, появилась мотивация к учебе, они стали гордиться своей школой.
По данным американских психологических исследований обычные школы в том виде, в котором они есть сейчас — серые и неинтересные — не только не пробуждают желание учиться, но даже негативно влияют на умственную и физическую активность детей.
Согласно исследованиям, серый, серо-голубой, бежевый и белый цвета влияют на выработку гормона сна в организме — мелатонина, что способствует снижению умственной и физической активности и минимизирует заинтересованность к учебе. И что? Именно такие цвета наиболее распространены в наших школах.
При этом желтый, оранжевый и красный оттенки активизируют умственные способности детей и повышают настроение, синий помогает сконцентрироваться, а теплые оттенки зеленого — снять напряжение и повысить эффективность работы.
Чтобы перекрасить стены в классе или коридоре, нарисовать интересные картинки, анимации и так далее на что хватит фантазии не нужны супер усилия или затраты. А краску для обновления фасада школ покупают каждый год перед учебным годом. Так почему не выбрать вместо серой красную, желтую и зеленую? Это будет начало изменений, после которых начнутся и другие.
Это нужно делать, если мы хотим, чтобы наши дети учились в комфортном современном образовательном пространстве и главное, чтобы им это нравилось. Именно поэтому мы обновляем государственные строительные нормы (ДБН) и внедряем проект "Новий Освітній Простір".
К слову, с 1 сентября вступил в действие обновленный ДБН по проектированию школ (ДБН В.2.2-3:2018 "Будинки і споруди. Заклади освіти"), которым, в частности, вводятся:
- обязательная энергомодернизация зданий учебных заведений
Еще в 2015 году исследования университета Манчестера о влиянии внешней среды на эффективность обучения показали, что качество воздуха, температоруа в классах и качественное освещение на 50% повышает продуктивность работы учеников и учителей.
Проведение энергоэффективных мероприятий позволяет до 50% экономить энергоресурсы.
- проектирование классов с возможностью измнения учебного пространства
Групповое или индивидуальное обучение, а также увеличение площади классов на 1 ученика с 2 до 3 кв. метров. Это создает возможность для открытого пространства в школах.
- обязательное оборудование инклюзивного пространства для возможности обучения детей с инвалидностью
Доступность — это не только пандусы при входе в школу! Это проектирование всх элементов доступности — лифты и подъемники, специальные туалеты, отсутствие порогов и другое. Это проектирование классов, учебных кабинетов, игровых комнат и других помещений с учетом инклюзиваности, наличие специального медобслуживания и коррекционно-развивающих занятий и специальные помещения под это.
Образование должно быть доступным для всех.
- обязательное оборудование дверей со свободным открыванием изнутри — двери с системой "Антипаника"
Это повышение безопасности детей, которые находятся в здании. Это один из наибольших приоритетов!
Нормы ДБН распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий учебных заведений.
И еще несколько слов о проекте "Новий Освітній Простір"