Границы взрослости: Почему некоторые люди "впадают в детство"
Замечали ли вы, что иногда взрослые 30-40 летние люди ведут себя как бунтующие и непостоянные подростки, для которых нет понятий авторитета, ответственности и обязательств? А встречались ли вам люди, которые в свои 20, кажется, познали весь смысл жизни, и рядом с которыми вы ощущаете себя теми самыми подростками, о которых написано выше? Почему некоторые люди "впадают в детство" и где вообще сегодня пролегают границы взрослости, — отвечает Мария Фабричева, психолог, семейный консультант-медиатор.
Назад в прошлое
Нередко бывает так, что, казалось бы, взрослый человек внезапно начинает себя вести словно подросток-бунтарь. Этот феномен называется психологическая регрессия, — когда какая-то ситуация срабатывает как спусковой механизм и человек регрессирует на психологическом уровне на несколько лет назад и проживает какие-то моменты, словно ему снова 15 лет. Допустим, если в детстве было принято решение, что нужно быть хорошей девочкой, спокойно себя вести и этим самым радовать родителей, то на внутреннем уровне у этой уже взрослеющей девочки могли накапливаться страхи — а примут ли меня другой и будут ли меня любить, если я буду вредной и строптивой бунтаркой? Спустя годы, если этот вопрос остается незакрытым, эта девочка начинает проверять и добирать то, что не получила на нужном этапе. К примеру, ребенок хочет перекрасить волосы в зеленый цвет, родитель же категорически против и, естественно, запрещает. Ребенок сдерживает себя, терпит и поступает так, как велит ему родитель, а потом этому "ребенку" исполняется 38 лет, и он выкрашивает волосы во все цвета радуги и ходит невероятно радостный. Оглянитесь вокруг, у кого волосы выкрашены в экстремальные цвета? Подростков ведь гораздо меньше.
Почему так происходит?
Чтобы ответить на этот вопросы, нужно вспомнить о стадиях развития ребенка, которых всего шесть.
Первая "Быть" — от 0 до 6 месяцев.
Вторая "Делать" — от 6 месяцев до полутора лет — когда ребенок начинает изучать мир, пробовать, трогать руками.
Третья "Думать" — от 1,5 до 3 лет — ребенок начинает задавать вопросы, как и что устроено.
Четвертая "Идентичность и сила" — от 3 до 6 лет — ребенок ищет, в чем он силен, пытается отстаивать свои границы.
Пятая "Структура" — от 6 до 12 лет — ребенок добирает все, что он выучил к этому возрасту, и полученную информацию структурирует в себе.
Шестая "Сексуальность. Идентификация и Сепарация" от 12 до 19 лет — когда подросток продолжает выстраивать границы личной компетенции, готовится к сепарации (психологическому отделению и автономии) от родителя, выходу во взрослую жизни и осознанию, что такое взрослая личная ответственность.
Именно на последней стадии наступает "радостный" период подросткового возраста и ребенок повторяет все предыдущие стадии, но уже не как малыш, который только начинает изучать этот мир и беспрекословно верит родителям, а как бунтарь. Теперь он начинает проверять своих родителей от обратного. И получается, что ребенок, который был беспокойным в раннем детстве и шалил, к подростковому возрасту уже удовлетворил свои потребности "мятежника". А те тихони, которых в детстве держали только в манеже, начинают бунтовать, пробовать все, что нельзя, диктовать свои правила и добирать то, чего им не хватило на предыдущих пяти стадиях (это касается даже первой стадии, к примеру, если у матери были тяжелые роды или сложно протекала беременность). И если вдруг по какой-то причине в подростковом возрасте тоже сглаживались конфликты (не хотелось расстраивать родителей, к примеру), кризис может прострелить во взрослом возрасте.
Есть и другая причина, почему люди внезапно начинают вести себя странно. Это так называемый "перенос" — когда вы смотрите на человека, но видите в нем свою бабушку или любого другого знакомого, родственника, первую любовь, — вот чем-то он вам напоминает кого-то из вашей прошлой жизни. И тут включаются воспоминания. Если вы бабушку любили, то вы хорошо относитесь к этому человеку, хорошо с ним ладите, но, если бабушка вас наказывала и ставила в угол, этот человек автоматически попадает в немилость. При этом важно учитывать, что перенос не имеет гендера, и женский образ можно надеть на мужчину и наоборот.
Тяжелый груз взрослости
В нашем сообществе границы взрослости плохо осознаются — либо они очень размыты (когда психическая энергия пересекает границы быстро и человек это не контролирует), либо они очень широкие (когда нет доступа к той или иной функции — вы хотите пошалить, но не можете дотянуться до своего "внутреннего ребенка").
Нередко человек в 20 лет может казаться старше и взрослее человека в 40 лет. Так происходит, потому что, во-первых, на его поведение и самоощущение влияет "внутренний родитель", и, как правило, такие люди несут огромный груз ответственности, у них очень развито чувство долга, и это может быть нелегко и даже токсично. А, во-вторых, возможно, в силу какого-то трагического опыта, потерь и других обстоятельств человек к своим 20-30 годам уже "закостенел" и, естественно, на жизнь он смотрит по-другому. Такие люди не позволяют себе веселиться, они прячут своего "внутреннего ребенка", потому что главенствует там "родитель" — и это тяжело.
Чтобы проверить свои границы взрослости, запишите баллы, соответствующие вашим ответам, по следующей схеме:
Утверждение соответствует:
- Совсем нет = 0
- В некоторой степени = 1
- В достаточной степени = 2
- Абсолютно = 3
Утверждения:
- У меня высокие требования к людям.
- Я люблю, когда вокруг порядок и чистота.
- Я думаю, пробовать новое — очень интересно.
- Я горжусь успехами своих друзей или коллег по работе.
- Я довольно часто шучу и смеюсь.
- Мне легко сотрудничать.
- Я полон/на энтузиазма.
- Я стараюсь произвести хорошее впечатление.
- Я всегда уважаю желание других людей попробовать что-нибудь самостоятельно.
- Я считаю, что все чувства хороши.
- Я позволяю разуму управлять своими чувствами.
- Я часто принимаю спонтанные решения.
- Я отвергаю предложения, кажущиеся недостаточно продуманными.
- Мне нужен тщательный экономический подсчет, прежде чем вложить деньги.
- Когда я вижу, что кто-то допускает ошибку, я сразу же помогаю ему ее увидеть.
- Я уделяю особое внимание тщательному планированию.
- У меня открытые отношения с окружающими.
- Мне нравится оказывать людям конструктивную поддержку.
- Я сначала думаю, потом делаю.
- Я придерживаюсь общепринятых правил.
- Мои решения основываются на фактах.
- Если кто-то нарушает наше с ним соглашение, я выясняю с ним эту ситуацию.
- Я поощряю людей к развитию своих талантов.
- Я останавливаю неподобающее поведение.
- Я думаю, важно показать людям, что они вам не безразличны.
- Я целеустремленный и организованный человек.
- Люди мне действительно не безразличны.
- Я четко обозначаю свои границы.
- Я стараюсь избегать провокаций.
- Я люблю создавать уют для моих друзей.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЭГО-СОСТОЯНИЕ |
|||||||||
Контролирующий Родитель |
Заботящийся Родитель |
Взрослый |
Свободный Ребенок |
Адаптивный Ребенок |
|||||
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
Балл |
№ вопроса |
Балл |
1 |
4 |
11 |
3 |
2 |
|||||
13 |
9 |
14 |
5 |
6 |
|||||
15 |
18 |
16 |
7 |
8 |
|||||
22 |
23 |
19 |
10 |
20 |
|||||
24 |
27 |
21 |
12 |
25 |
|||||
28 |
30 |
26 |
17 |
29 |
|||||
Сумма |
Когда вы отметите баллы напротив каждого из утверждений (не пропускайте ни одного), перенесите их в колонки ниже. Сложите цифры в каждой колонке, проверьте еще раз, правильно ли вы посчитали.
Адаптивный Ребенок — потеря способности к внутренне достоверным чувствам, проявлениям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на ожидаемые от него чувства и мысли.
Свободный Ребенок — негативизм, неприятие любых правил и норм, чувство гнева и возмущения.
Контролирующий Родитель — низкая эмпатия, неспособность сочувствовать, сопереживать другому, догматичность, нетерпимость и критичность. Человек, проявляющий эту форму поведения, видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответственность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя.
Заботящийся Родитель — защищает, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих ("Не надо волноваться"), утешает и ободряет их. Но в обеих этих формах Родитель предполагает позицию сверху: и Контролирующий, и Заботящийся Родитель требуют от другого быть Ребенком.
Взрослый — отвечает за рациональное восприятие жизни, объективную оценку реальности, что характеризует взрослого человека; отсюда название этого эго-состояния. Взрослый принимает решения с опорой на мыслительную деятельность и используя прошлый опыт, исходя из конкретной ситуации в данный момент, "здесь" и "теперь".
Не существует "единственно правильного" варианта распределения, тем не менее, ряд исследователей считают, что оптимальны 2 варианта. В первом случае соотношение эго-состояний на эгограмме представляет собой ситуацию, когда наиболее выражено Взрослое состояние, затем идут Свободный Ребенок и Воспитывающий Родитель. Наименьшим весом обладают Адаптивный и Бунтующий Ребенок, а также Контролирующий Взрослый. Во втором случае все состояния выражены приблизительно в одинаковой степени.
Помните: взрослый человек не имеет оценочного суждения, у него очень развито критическое мышление, он понимает, что разные люди могут попадать в разные ситуации, и не бывает просто "либо хорошо, либо плохо". А еще у взрослого человека выработаны определенные ценности, которые он чтит как заповеди.
- Читайте также: Как стать независимым от зависимостей — первые шесть шагов