Google хочет запустить для Китая специальный поисковик с цензурой
Сразу несколько СМИ рассказали про планы Google запустить отдельную версию поисковика для Китая, сообщает Би-Би-Си. Про проект под кодовым названием DragonFly написал The Intercept, позднее факты подтвердили источники Reuters и AFP.
Новая система будет работать в соответствии с местными законами про цензуру и не будет показывать пользователям сайты, где публикуются материалы про права человека, демократию и протесты.
В Google от детальных комментариев отказываются и называют все спекуляциями. Вместе с тем от информации про инвестиции в китайские компании не отказываются.
Журналисты The Intercept ссылаются на внутренние документы Google, в которых сказано, что работу над проектом DragonFly начали весной 2017 года, когда исполнительный директор Google Сундар Пичаи будто бы встречался с представителями китайских властей.
Поисковик Google для Китая будет включать "черный список запросов", куда попадут сайты, запрещенные правительством. За информацией журналистов, вже разработаны две версии поисковика для Android — Maotai и Longfei. Если власти Китая одобрят проект, программы могут заработать уже в следующем году.
Китайская система государственного надзора, известная как "Золотой щит" или "Большой китайский файервол" работает с 2003 года. С этого времени под цензуру попали более полутора миллионов сайтов, среди которых Google, Facebook, Instagram, Twitter, Wikipedia и другие. Под цензуру могут попасть как интернет-ресурсы, так и отдельные темы, слова и словосочетания. Например, власть блокирует упоминания про события 1989 года на площади Тяньаньмень, материалы оппозиции, публикации, которые могут расценивать как политически некорректные.
Под цензуру могут попадать и шутки про китайских политиков либо изображения, которые выставляют из комическим образом. Например, в 2017 году под цензуру попали картинки с изображением Винни-Пуха по причине некоторой схожести этого героя с лидером КНР Си Цзиньпинем.
Время от времени, публикации на запрещенные темы или попытки обходить сайты, которые заблокированы, становятся причиной арестов китайских пользователей.
Массовая блокировка глобальных социальных сетей привела к популярности местных аналогов. Аудитория месенджера WeChat, который часто сравнивают с WhatsApp и Telegram, — более 900 млн людей. Cервисом Sina Weibo, функционал которого копирует Twitter, пользуются более 300 млн человек. Успешным является и аналог Youtube — видеохостинг Youku, аудитория которого превышает 500 млн.