Борьба с налоговыми уклонистами: как заставить магазины выдавать фискальные чеки
Уже четыре года украинские законодатели и исполнительная власть придерживаются курса на "фискализацию" торговли. Постепенно расширяется перечень бизнесов и сфер, где при продаже обязательно использовать фискальные регистраторы (РРО) или, проще говоря, кассовые аппараты.
Зачем это нужно? Все очень просто: если продавец продает товар за наличные и проводит операцию через кассовый аппарат, информация передается в Государственную фискальную службу. А значит, фискалы видят торговый оборот компании и контролируют, чтобы она не уклонялась от уплаты налогов. Прозрачность убивает теневой рынок.
Но у "фискализации" как у способа детенизации есть один серьезный изъян, который блокирует ее эффективность, — многие продавцы все равно не проводят продажи через кассовый аппарат.
И причина в том, что фискалы либо не могут (из-за недостатка инспекторов), либо не хотят (из-за коррупции) приучать торговцев к дисциплине.
"Кешбек" призван стимулировать покупателей контролировать продавцов
Исправить ситуацию должен законопроект о так называемом кешбеке для потребителей. Его еще весной этого года подготовила рабочая группа при Министерстве финансов.
Идея "кешбека" состоит в следующем: украинцы, которые купили товар (стоимостью больше 850 грн) и получили фискальный чек, могут проверить этот чек на подлинность в онлайн-базе фискальной службы.
Если окажется, что он фейковый, покупателю, который обнаружил недобросовестного продавца и сообщил об этом в Государственную фискальную службу, полагается компенсация в размере стоимости приобретенного товара.
Потребителя, который является непосредственным участником каждой операции купли-продажи, таким образом хотят заинтересовать в том, чтобы он требовал у продавцов фискальный чек, и привлечь к контролю за добросовестностью бизнеса и за уплатой им налогов.
Два месяца назад Государственная фискальная служба в пилотном режиме запустила сервис E-Receipt и электронный сервис где можно проверить подлинность чека по номеру и дате. Но чтобы закрепить для украинцев возможность денежной мотивации проверять документы, нужно сначала принять законопроект Минфина. Пока покупатель может только сообщить в ГФС о ситуации и получить разве что моральное удовлетворение от того, что фискалы проверят недобросовестного предпринимателя и, возможно, выпишут ему штраф. Всего через сервис ГФС украинцы уже проверили 13,4 тыс. чеков.
"За" и "против"
Министерство экономического развития согласовало законопроект Минфина без замечаний. Госпродпотребслужба, которая отвечает в том числе за защиту прав потребителей, поддерживает документ. Но Государственная регуляторная служба (ГРС) раскритиковала инициативу. И это важно, ведь ее "добро" обязательно нужно получать для всех изменений, которые касаются регулирования и проверок бизнеса в Украине.
В регуляторной службе говорят, что предложение Минфина воспринимается неоднозначно — одни предприниматели "за", а другие — "против", ведь боятся проверок и штрафов. Поэтому ГРС не может согласовать законопроект о "кешбеках" в предложенной редакции, заявила глава Службы Ксения Ляпина.
По мнению Ляпиной, во-первых, может вырасти количество проверок бизнеса со стороны фискалов. Во-вторых, сохранится возможность для налоговиков злоупотреблять при проверках, например, проверять только "нужные" компании. В-третьих, вырастут штрафы за невыдачу фискального чека.
В Министерстве финансов, в свою очередь, говорят, что цель инициативы — стимулировать покупателей помочь выявлять недобросовестных субъектов, которые выдают либо нефискальные, либо поддельные чеки. "Цель не в том, что бы "задавить" добросовестных налогоплательщиков, а в том, чтобы вывести из тени тех, кто злоупотребляет", — заверила Ольга Добровольская, руководитель управления администрирования налоговых платежей Министерства финансов.
Эксперты, которые принимали участие в подготовке законопроекта, считают, что "кешбек для потребителя" действительно может повысить эффективность контроля за использованием кассовых аппаратов и поможет выявлять продавцов, которые нарушают закон — уклоняются от уплаты налогов, продают нелегально завезенный или контрафактный товар.
"Законопроект денежно мотивирует потребителей жаловаться в налоговую и бороться за свои права. Противники инициативы именно этого и боятся", — утверждает Илья Несходовский, директор Института социально-экономической трансформации, эксперт Реанимационного пакета реформ.
Самое распространенное сегодня нарушение прав потребителей — это непредоставление магазином достоверной и необходимой информации как о продавце, так и о товаре, говорят в Госпродпотребслужбе. "А проинформированность — это ключевой элемент в защите прав потребителя", — говорит Олег Кобельков, представитель департамента защиты потребителей Службы.
Украинцы далеко не всегда требуют фискальные чеки. "Самое главное при защите потребителей — это идентифицировать продавца, чтобы было кому предъявлять претензии, а фискальный чек содержит все реквизиты для этого, — говорит Нина Кильдий, руководитель отдела тестирования Центра экспертиз "Тест". — Сейчас же человек покупает товар вроде как в известном интернет-магазине, но на самом деле товар ему продает ФОП. Причем, покупая два разных товара в одном и том же магазине, человек на самом деле получает документы от двух разных ФОПов".
Некоторые магазины, по словам Кильдий, выдают потребителям документы без каких-либо опознавательных знаков. Отсюда и проблема — как вернуть товар или пожаловаться на продавца, если не знаешь, кто, собственно, тебе его продал?
Проверки фискальной службы
Благодаря жалобам украинцев у ГФС будут прямые "наводки". И налоговая будет знать, кого проверять, а не ходить по рынку и искать нарушителей, считают сторонники законопроекта.
Государственная регуляторная служба, в свою очередь, опасается, что жалобы в руках украинской ГФС превратятся в "бездоказательные основания для вымогательства". Ксения Ляпина считает, что контроль в Украине нужно всеми возможными способами ограничивать. Ведь контролирующие органы нередко злоупотребляют своими полномочиями. И любую, даже благую, норму могут применить для давления на бизнес.
Проект закона действительно предполагает, что после жалобы покупателя (а пожаловаться можно как на то, что магазин выдал фейковый фискальный чек, так и на то, что он его не выдал вовсе), ГФС проводит документальную проверку и только после этого может выйти на фактическую проверку.
"Первое, что будет делать ГФС, — это обращаться с запросом к предпринимателю, на которого подали жалобу. Если магазин предоставит чек, который свидетельствует, что товар был продан через кассовый аппарат, будет указан фискальный номер аппарата, а мы найдем этот чек в своей базе, то никаких претензий к предприятию", — поясняет Станислав Кубрин, руководитель отдела фактических проверок и контроля за наличными операциями Государственной фискальной службы.
Сторонники изменений уверены, что у тех продавцов, кто добросовестно проводит все операции через кассовый аппарат, выдает фискальные чеки и, соответственно, честно показывает свой оборот, никаких проблем не возникнет.
Штрафы для "уклонистов"
Компенсация потребителям — это хорошо, но, наверное, самая важная норма законопроекта Минфина — это повышение штрафов для магазинов, которые обязаны, но все равно не используют кассовые аппараты. Собственно, эта норма и вызвала сопротивление. Ведь предлагается разительно увеличить штрафы.
Сейчас фискальная служба за первое нарушение может выписать смешной штраф — лишь на 1 грн.
И только при повторной проверке и повторно обнаруженном нарушении в течение года инспекторы могут применить штраф на полную стоимость проданных с нарушением товаров.
Именно этот пробел позволяет недобросовестному бизнесу легкомысленно относиться к возможным санкциям, твердят в Государственной фискальной службе.
Законопроект Минфина предлагает увеличить штрафы. За первое нарушение фискалы смогут оштрафовать на 200% от стоимости проданных с нарушением товаров. А при повторном — на все 500%.
"Если заработают такие штрафы, какие предлагает законопроект, — говорит Станислав Кубрин из ГФС. — То через год 90% тех, кто работает на черном рынке, уйдут оттуда".
Тем не менее Государственная регуляторная служба выступает против. Поэтому в Минфине предложили создать еще одну совместную рабочую группу, провести две-три встречи и, наконец, прийти к соглашению о финальной редакции законопроекта.